yapet (yapet) wrote,
yapet
yapet

Проект «Черненко». Часть сорок седьмая.

Часть XLVII. ЧЕРНЕНКО И АВТО
А вот для Константина Черненко советские инженеры собственного лимузина построить не успели...


Фигура советского высшего чиновника неотделима от автомобиля-«членовоза». Рассмотрим этот вопрос в приложении к Константину Устиновичу.



Надо сказать, что для Черненко персональный автомобиль был не экзотикой, а давней-давней привилегией. Известно, что в 1939 году в Красноярске служебное авто у него уже было и, хоть потом он и загремел с понижением на учебу в Москву, «безлошадный» период не продлился долго. Уже в 1945, в Пензе, снова появляется служебная закрепленная автомашина с шофером.

С середины шестидесятых годов (как заведующему отделом в ЦК) ему положена «Чайка».



1979 год, отдых в Крыму. Фоном заметен ЗиЛ-114 (непременная принадлежность уже секретаря ЦК и члена Политбюро ЦК КПСС).



Это проверенная и достаточно распространенная на тот момент модель автомобиля для высших сановников выпускалась с 1967 года.

В 1978 году для Леонида Брежнева завод ЗиЛ создал принципиально новую модель. Изначально называвшуюся ЗиЛ-115 (потом из-за новой системы классификации вся «линейка» нумерацию сменила и стала ЗиЛ-4104).

Производилась с 1978 по 1983 годы. В обсуждении конструкции принимал личное участие Леонид Брежнев и даже Михаил Суслов(!). Вероятно одним из первых пользователей нового авто был и Константин Устинович. Всего подобного типа машин было изготовлено 106 штук.

1981 год, ЗиЛы-4104 в Кремле. Обратите внимание на людей в одинаковых ондатровых шапках.



Вообще личный водитель для члена Политбюро был олицетворением связи с народом. Некоторые партийные боссы получали информацию о построенном обществе вокруг почти исключительно от них.

Черняев: «Вчера меня с дачи вез пожилой шофер и всю дорогу нудил: куда мы идем? Да что же это такое? Как можно? Такого ведь никогда не было? Что будет с нами? И т.д. И приводил десятки бытовых фактов, которым был свидетелем сам или его знакомые».

Подробности об автообеспеченности в ЦК мы можем почерпнуть из автобиографических воспоминаний Натальи Зимяниной (дочери секретаря ЦК Михаила Зимянина):

«Но в нашем положении все было довольно просто. На семью приходилось три казенных машины: на ЗИЛе ездил папа (летом его перегоняли для него в Крым), одна черная “Волга” предназначалась для бытовых нужд семьи, и еще на одной ездил так называемый комендант, уполномоченный из 9-го управления КГБ, охранник, по совместительству выполнявший роль всяческого помощника семьи – этакого доброго волшебника. В общем, достаточно было набрать номер телефона гаража – и через десять минут “Волга” была у дома, а еще через тридцать – на даче, в “Горках-10”».

Это у секретаря ЦК замечу, а у члена Политбюро (нашего героя) все было еще лучше.

В прочих поездках по стране (не на отдых) начальники чаще всего использовали тот транспорт, что им предоставляли местные власти. 1982 год, Красноярск, дорогого гостя возят на обыкновенной «Чайке».



А вот за рубежами нашей Родины (Париж, 1982 год) престиж страны ронять было нельзя. Чернокожий привратник(?) делает какой-то странный жест рукой, Константин Устинович смотрит на него с подозрением.



Тут вспоминается бородатый анекдот о Штирлице: «Мюллер не знал, что Герои Советского Союза и Социалистического труда обслуживаются вне очереди».

В 1983 году, ко времени правления Юрия Андропова, была уже готова несколько иная модификация, ЗиЛ-4105. От прочих отличалась в первую очередь бронекапсулой (броневая сталь 68ХГСЛМН, корпуса варили на Курганском машиностроительном заводе на оборудовании для БМП). То есть сначала сваривали корпус-капсулу, а уж потом к ней приделывали все остальное.



Так вот. Черненко (в ранге генерального секретаря) пользовался модификациями именно этих двух автомобилей. Сначала ЗиЛ-41045 (несколько улучшенный вариант ЗиЛ-4104), а впоследствии ЗиЛ-41051.

ГОН (Гараж особого назначения, президентские водители то есть) бережно хранят свои реликвии, проводят выставки и даже оформляют стенды с большим знанием предмета. Вот ЗиЛ-41045, используемый как раз совместно. Сначала одним руководителем государства, а потом и вторым.



А вот 41051, 1984 год выпуска.



Вы крайне удивитесь, когда узнаете, где же всплыло авто генерального секретаря. Оказалось оно в итоге в автомобильном музее в городе Тбилиси, а потом вдруг пропало и оттуда. Куда — никто не знает.

Еще один забавный момент. Несколько раз в различных воспоминаниях я встречал упоминание Черненко со странными подробностями. Например у Леонида Шебаршина (тогда служащего в разведке КГБ):

«В феврале 1984 года, когда стало известно о кончине Ю.В. Андропова, сидя в маленькой комнатке в информационной службе, мы гадали, кто же станет нашим вождем, и гнали прочь мысль, что это место может занять бывший заведующий гаражом и бывший заведующий канцелярией Черненко. Уже через неделю на собраниях и совещаниях зазвучали льстивые слова о "лично товарище Константине Устиновиче Черненко"».

Интересно, откуда он про начальника гаража информацию взял?

То есть вероятно силами госбезопасности (и скорее всего уже в горбачевские времена) вбрасывались всякие небылицы (как сейчас говорят — мемы), которые были призваны унизить старого генсека и выгодно оттенить на его фоне нового.



Не сомневаюсь, что читатели по автомобильной теме мне еще что-то интересное подскажут.
Tags: История СССР, Проект «Черненко»
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 39 comments