yapet (yapet) wrote,
yapet
yapet

Пассажирский поезд №657/658 Баку — Ереван.

Сейчас в это конечно трудно поверить, но достаточно долго при СССР существовал пассажирский поезд №657/658 Баку — Ереван. О нем и будет небольшой рассказ (идею подал soullaway).



Прежде всего надо рассказать о маршруте. Ходил он по экзотической ветке Баку — Минджевань — Джульфа — Нахичевань — Норашен — Ереван (окончательно построена в 1941 году) прямо вдоль иранской границы. То есть буквально по берегу пограничной реки Аракс, мимо полосатых столбов. К 1988 году магистраль даже была электрофицирована (ранее работали тепловозы ТЭ3), но это никого уже не обрадовало.

Схема дает представление. Оранжевые круги — места где проехать сейчас нельзя (кое-где просто нет путей).



История поезда давняя, в 1964 году ходил под №257/258 (у него еще был дублер под №269/270, который вскоре сократили до Норашена).

Фото 1959 года, за качество прошу прощения. То есть и в 1959 году он уже существовал.



В семидесятых пассажирские межобластные поезда перевели в диапазон шестисотых номеров и маршрут, соответственно, приобрел №657/658.

Назначался Азербайджанской железной дорогой (Баку) и составность всегда имел почтенную (были и купейные, и плацкартные, и общие вагоны, и даже вагон для развоза хлеба). Естественно, раскраски никакой особой не имел и был стандартными для МПС СССР, зеленым.

До Нахичевани существовал, кстати, прямой беспересадочный вагон из Москвы. Ходил с поездом №5/6 «Азербайджан» от Москвы до Баку, а дальше, до Нахичевани — с норашеновским поездом.

На фото бойцы-пограничники из очень любопытного формирования — роты сопровождения поездов (вдоль советско-иранско-турецкой границы таких рот было четыре).



От Нахичевани до Дажбуруна бойцы (по одному на два вагона) проверяли у пассажиров документы (погранзона же), а потом ехали в тамбуре. «В случае если кто прыгает на «систему» (инженерные заграждения – прим мое), а она рядом (3-4 метра) от путей и ближе? Даем сигнальную ракету. Это происходило часто, и застава в ружье!».

По их же словам нередки были случаи обвалов и падений валунов на железнодорожное полотно. Странно, но при всех приграничных формальностях в состав поезда нередко включался туристический вагон.

Кроме того, через Джульфу ходили и вагоны в Тегеран (и естественно тоже проверялись пограничниками). До середины семидесятых — через Ереван (прицепка к «Дружбе» Ереван — Москва), а далее — через Баку (тогда появился новый поезд №93/94 Москва — Баку — Тегеран).

Но вернемся к №657/658. Страница из служебного расписания 1981 года.



В 1989 году поезд еще ходил. Что было дальше — не знаю. Железнодорожное полотно сейчас разорвано в трех местах, точно по границам.

Писатель Александр Покровский (имеющий в Армении родственников) как раз в 1989 году проезжал там. Правда не на ереванском, а на каф(п)анском поезде. Тогда сообщение еще было (хотя недавно случился Сумгаит) и армяне/азербайджанцы еще ездили друг к другу.

«В кафапском поезде собраны самые плохие вагоны: они разбиты, без стекол, в купе — запах устоявшейся кислятины человеческих лежек, в туалетах — дикие, разбитые корыта унитазов. Мухи, по-моему, кочуют из Баку в Кафан и обратно и чудесно размножаются по дороге.
...
Состав снижает скорость и медленно ползет вдоль заграждений. Это граница с Ираном. С нашей стороны — два ряда колючей проволоки на столбах с сигнализацией и пограничные заставы, со стороны Ирана — та же голая равнина без признаков жизни и лишь где-то на горизонте встают холмы; на одном из них белыми камнями выложен портрет Хомейни. Он смотрит в нашу сторону. Ни пограничников, пи заграждений. «Тах-тили-тах, тах-тили-тах», — стучат колеса, и меня бьет о стенку вагона. Пути так изношены, что кажется, что поезд когда-нибудь с них соскользнет, как бусинка с ниточки, — как здесь до сих пор не было крушений?

...
На одной из станций выяснилось, что от Миндживана в Кафан пойдут только четыре вагона: пассажиров нет, так какой смысл гонять пустые вагоны?
»
http://rulibs.com/ru_zar/humor_prose/pokrovskiy/3/j99.html

P.S. Информации прибавляется:
Интересный был поезд. Билет купить "чужаку" было сложно. Сплошная пограничная зона. Назывался "Араз" коричневые полосы по зеленому. Любимый поезд пограничников и членов их семей.


Проехал на нём в 1984 году, билет купил в Ереване без проблем. Ночью ехать было утомительно: вдоль границы по реке Аракс сплошные вышки с прожекторами, освещавшие вагоны.
Отсюда.

То есть поезд все же имел и личное имя и свой окрас!
Tags: Железные дороги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 101 comments