yapet (yapet) wrote,
yapet
yapet

Подстаканник в фирменных поездах.

1. Подобный пост должен был написать уважаемый periskop.su – главный специалист по сему железнодорожному объекту – но сделал это я. Здесь будет предпринята попытка обобщения всех материалов по подстаканникам в фирменных поездах РЖД. А если еще точнее, то сбор информации о всех нестандартных, именных вариантах.

Update 1. В пост добавлены очень весомые материалы от Михаила Бронникова (признанного специалиста в историческом облике фирменных поездов).



2. История данного предмета в вагоне теряется во тьме лет, называют как 1892 год (первые упоминания в документах), так и 1924 год (первый массовый заказ НКПС у промышленности). Вероятно первые варианты несли только символику МПС (без конкретики) и фигурировали в престижных курьерских поездах и СВПС (спальных вагонах прямого сообщения).



Но после взрывного появления на советских рельсах фирменных поездов (1965-1967 гг.) некоторые особо зажиточные железные дороги стали экипировать свои «флагманы» (поезда в Москву) особыми маршрутными досками, интерьерами и посудой. В том числе и подстаканниками.

Дополнения Михаила Бронникова.
2а. У треста СВПС тоже были свои подстаканники и от общеизвестных МПС они здорово отличались.



Традиция, замечу, была продолжена и в постсоветское время, в девяностые и ранние двухтысячные годы, когда произошел второй пик обуржуазивания железных дорог.

Начнем по порядку.

Дальний Восток (ДВЖД) ничем особым не выделялся. Ни знаменитый «Океан», ни интуристовский «Восток» (Хабаровск – Тихоокеанская), ни прочие поезда, по моим сведениям, своих подстаканников не имели.

3. Но! Вероятно уже в новейшие времена их заимел поезд «Сахалин» (внутриостровной экспресс Южно-Сахалинск – Ноглики)!



4. Забайкалье (ЗабЖД) никогда не считало себя хуже других и в истории остались объекты из «Даурии» (Чита – Забайкальск) и общий подстаканник для поездов читинского формирования.


Взято на http://railwaytransport.info/

5. Иркутск (ВСЖД) применял ту же систему. Общий подстаканник с фирменной надписью внизу. Тут знаменитый «Байкал» и малоизвестный вне Прибайкалья «Баргузин» (Иркутск - Забайкальск).



6. Красноярск поступил еще проще. Известны лишь единые изделия КярЖД, но выпущены они были большим тиражом и попадали видимо вообще во все поезда дороги. Мне например такой встретился в поезде Красноярск - Абакан.



7. По Новосибирску (ЗСЖД) совсем провал. Удалось найти лишь фото фирменного стакана (не подстаканника!) для «Сибиряка».



Дополнения Михаила Бронникова.
7а. У Новосибирска были свои подстаканники, с «Сибиряком» не нашел сходу, но есть аналогичный с названием поезда «Западная Сибирь» и новосибирским вокзалом. Вот только поезда с именем «Западная Сибирь» я что-то не припомню.



7б. У фирменного поезда «Иртыш» Омск — Москва были массовые подстаканники «Советский космос»...



7в. ...но с именной гравировкой.



Промышленный Урал (СвердлЖД) же подарил пассажирам, железнодорожным любителям и коллекционерам потрясающее разнообразие. Ни у какой более дороги нет такого!

8. Главный поезд – «Урал» (Екатеринбург – Москва).



9. «Малахит» (Нижний Тагил – Москва).



10. «Северный Урал» (Серов – Москва, ныне Приобье – Москва).



11 «Демидовский Экспресс» (Екатеринбург – Санкт-Петербург).



12. У «Камы» (Пермь - Москва) тоже были свои (только я их в хорошем качестве найти что-то не могу).



Дополнения Михаила Бронникова.
12а. Фото немного получше.



13. И даже «Ямал» (Новый Уренгой – Москва)!



Дополнения Михаила Бронникова.
13а. В Свердловском вагонном участке была масса посуды и подстаканников, стоит упомянуть, что подстаканников поезда «Урал» было два вида, один из них у Вас представлен, второй прикладываю.



13б. И еще были собственные подстаканники поезда №45/46 «Екатеринбург» Свердловск-Брест.



14. Челябинск (ЮУЖД) выступил поскромнее.



15. Но зато от «Южного Урала» (Челябинск – Москва) сохранилось много изделий еще советского дизайна.



16. Горьковская железная дорога (ГЖД) - только общей вариант. Удивительно, неужели «Татарстан», «Вятка» обходились этим?



17. Точно такая же ситуация и с Куйбышевской дорогой (КбшЖД)...



18. Хотя есть сведения, что в «Жигули» (Самара – Москва) и в «Самару» (Самара – Санкт-Петербург) попадало что-то такое.



Дополнения Михаила Бронникова.
18а. В «Самаре» были подстаканники, таких как приведен у Вас у не видел, но такие как на приложенной фотографии, точно встречались.



19. А вот у Приволжской (ПривЖД) свой узнаваемый стиль, например, был. «Волгоград» (Волгоград – Москва)...



20. «Лотос» (Астрахань - Москва).



21. Главные поезд Приволжья №9/10 «Саратов» использовал и общий...



22. ... и индивидуальный вариант.



23. У ЮВЖД и, конечно же, главная забота – «Воронеж».



24. Поездам поскромнее приходилось довольствоваться единым изделием для ЮВЖД.


Взято на http://railwaytransport.info/

25. Вот таким.



26. Удивительно, но Ростов-на-Дону (СКЖД) в новейшие времена ничего не выпускал. Это еще советский вариант вроде бы.



27. Москва (МЖД) поездов назначает мало. И главным среди них, безусловно, является «Россия» (Москва – Владивосток). Для «Главного поезда страны» вообще-то могли придумать и чего поинтереснее.



28. Встречался и единый общедорожный вариант.



Дополнения Михаила Бронникова.
28а. Подстаканников с Орденом Победы изначально было два выпуска: для ЛВЧД-Николаевка Московской ж.д. и для ЛВЧД-Воронеж Юго-Восточной ж.д., отличались названием дороги в медальоне на боковине подстаканника.

Еще изначально у ЛВЧД-4 Николаевка были подстаканники «9 мая», которые потом разбрелись в небольшом количестве по всем депо Москвы.




29. «Октябрята» (ОктЖД) твердо придерживаются единого стандарта. На подстаканник с разведенными мостами наносится снизу метка фирменного поезда.

Фото уважаемого Перископа из «Красной стрелы».



30. «Лев Толстой» (Москва – Хельсинки).



31. «Северная Пальмира» (Санкт-Петербург – Адлер). Обратите внимание, что есть попытка сохранять фирменный шрифт.



32. Как и на «Двух столицах» (Санкт-Петербург – Москва).



33. И на «Репине» (Санкт-Петербург – Хельсинки).



34. Не знаю, используются ли сейчас вот такие в «Сапсанах». Продаются как сувениры они точно.



35. Вот эти подстаканники без символики поезда, но на том маршруте они и не были нужны. «Столичный Экспресс» с такими моднейшими орлами ходил до конца 2014 года из Москвы в Киев.



36. Украина в те времена больше использовала символику УЗ (а не тризубы). Это, вероятно, с бывшей «Украины» (Киев - Москва).



37. Еще у флагмана ЮЖД «Николая Конарева» (Харьков - Москва) удалось обнаружить фирменную посуду.



38. В остальных случаях каждая дорога изготовляла общий тираж единого фасона на все поезда. Например Одесская железная дорога (ОдЖД) – с памятником Дюку Ришелье.



39. Приднепровская (ПриднЖД) – с крылатым электровозом.



40. Львовская (ЛьвЖД) – с паровозом.



41. Донецкая (ДонЖД) – с большими буквами ДОН на фоне восходящего солнца.



Дополнения Михаила Бронникова.
41а и 41б. По Украине... на примере Одессы и Одесской ж.д.: у них, как правило, было по два вида подстаканников большие и малые, плюс могли быть какие-то свои местечковые.





42. Железнодорожная Белоруссия/Беларусь невелика, поэтому у БЧ разнообразия нет совсем. Явно недавно выпустили, больно уж форма необычная.



43. Подобная почтенная старина естественно является и объектом коллекционирования. Фото закромов kirsidor-a например.



Дополнения Михаила Бронникова.
43а. Шикарные именные подстаканники были у поезда «Золотой Орел», но не уверен, что используются до сих пор.



Перейдем к печальной современности. Еще в начале семидесятых стало считаться, что совсем уж ВИП-пассажирам негоже есть и пить из негламурного железа и в хозяйство поездных бригад стала включаться керамическая посуда.

44. Например, набор из «Байкала».


Взято на http://railwaytransport.info/

45. Металлические подстаканники оттеснялись на периферию начальственного интереса и к двухтысячным в вагонах появилось что-то такое, безобразное.



Это из поезда «Московия» (Москва – Сочи), 2004 вроде бы год.

Дополнения Михаила Бронникова.
Пластиковые подстаканники зло Московской железной дороги, закупались в голодные 1990-е и до сих пор лежат в закромах депо, в Николаевке до сих пор используются под поезда для организованной перевозки детей (копеечная стоимость подстаканника+большие потери посуды при перевозке толп детей).

Так что скоро кругом будет сплошной пластик и нанотехнологии, наслаждайтесь последними встречами с почтенной стариной.

P.S. Если у вас есть информация по данному вопросу, или фото лучшего качества - прошу поделиться. Только учтите пожалуйста, что нужны именно подстаканники с символикой фирменного поезда или станции формирования (а не общие РЖД или ФПК).
Tags: Железные дороги, Россия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 59 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →