yapet (yapet) wrote,
yapet
yapet

Санкт-Петербург. Май 2018. Часть VI. Метрополитен.

Как вы понимаете, полное описание подземной жизни Санкт-Петербурга не влезет ни в какой пост. Все же это шестьдесят восемь станций на пяти линиях (а через два дня после нашего отъезда открыли и шестьдесят девятую — «Новокрестовскую»). Так что самые общие впечатления-заметки.



Как известно, проектировать и даже отчасти строить метро в Ленинграде начали еще до Великой Отечественной Войны, но в 1947 году фактически пришлось начинать заново («Метрострой» в эти годы просто был занят другими вещами). Первая очередь (8 станций и каких!) была открыта 15 ноября 1955 года.

Фото Павла Маркина, торжественный митинг и разрезание ленточки на станции «Площадь Восстания».



Но забавная подробность, еще раньше — с 6 по 9 ноября (на годовщину ВОСР) — в метро пускали по пригласительным билетам наиболее достойных членов советского общества. Система заработала уже тогда, хоть и в экскурсионном режиме.

Удивительно, но первое лиц государства не удостоило второй метрополитен советской страны чести посещения, в мероприятиях открытия участвовали лишь Фрол Козлов (секретарь обкома), да Климент Ворошилов (председатель президиума Верховного Совета СССР).

Самые первые станции - они же до сих пор и самые красивые. Строгая «Балтийская».



«Кировский завод».



На проработанность барельефов внимание обратите. Они же все разные!



Но даже из этих восьми легко можно выделить самую красивую. Как ни странно, это станция на окраине (на тот момент) и именно на нее пришел самый первый поезд из депо.

«Автово».



Тут плохо видно, но колонные не металлические, а стеклянные(!). Первый раз вижу такое странное решение.



Согласно первоначальному плану они еще должны были подсвечиваться изнутри, но Никита Сергеевич Хрущев боролся с излишествами. Люстры и лепной потолок оставили.



Впечатление оставляет мощнейшее, сейчас так уже не проектируют и не строят.



Шрифт на стенах всех первых станций един. Вот такой.



Кстати, когда выходишь из поезда на Московском вокзале и спускаешься на «Площадь Восстания», то кажется, что ты из Москвы и не уехал никуда. На тот момент еще не сложилась своя школа проектирования подобных сооружений.

Это потом ленинградцы стали греметь с «глубокими односводами» и чудными штуками типа станций закрытого типа (с) или «горизонтальными лифтами».

Для не владеющих темой поясню что это такое. «Односвод», надеюсь, понятно: общее пространсто платформ и вестибюля (без колонн-пилонов).

А вот с «горизонтальным лифтом» история интереснее. В этом случае пути просто отгороженны от всего остального пространства железными раздвижными дверями, которые работают синхронно с дверями поезда.



Алгоритм выглядит так: подъезжает поезд (пассажиры на платформе его не видят, но слышат), открываются внешние двери, открываются двери у поезда, происходит высадка/посадка, закрываются двери поезда, закрываются двери внешние. Звучит очень громоздко, но система действует слаженно и достаточно быстро, машинисты мимо дверей почти не промахиваются (кроме того им помогает автомат).

Таких станций всего десять на двух разных линиях. Если вы окажетесь в городе, не откажите себе в удовольствии и посмотрите на сей аттракцион.

Возможно, вы уже обратили внимание, что линии здесь кодируются цветом и номером. Красная 1...



Синяя 2...



Зеленая 3, Оранжевая 4 и Фиолетовая 5.



Ранее они имели названия (Кировско-Выборгская, Московско-Петроградская, Невско-Василеостровская, Правобережная, Фрунзенско-Приморская), сейчас их не используют. Но старые жители города Ленина помнят.

И еще они помнят, как раньше называлась система: «Ленинградский ордена Ленина метрополитен имени Ленина». Это не шутка.



Почти все станции даже по московским меркам очень глубокие.



Почвы в Санкт-Петербурге тяжелые, строились тоннели и станции долго, со всякими приключениями. Самым эпичным случаем был прорыв плывуна (массива грязи и льда) между строящимися станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» в 1974 году. Мало того, что стало затапливать подземные выработки, так еще и возникла реальная угроза обрушений зданий на поверхности.

Случай этот произвел на начальство и горожан грандиозное впечатление и даже был художественно экранизирован киностудией «Ленфильм» в 1986 году. Не буду скрывать, что мне фильм «Прорыв» нравится не только достаточно внятным рассказом, что такое проблемы строительства под землей, но и общей атмосферой «ленинградскости».



Когда начальник «Ленметростроя» в исполнении Олега Борисова говорит — «Ленинграду не откажут!» (в сверхнормативном бетоне для решения проблем) — я ему верю. Городу трех Революций действительно бы не отказали.

В 1995 году тоннель снова начало заливать и до 2004 года красная линия 1 была разорвана. Пассажиров возили автобусами.

Любопытным для меня фактом было и то, что в оформлении станции «Елизаровская» (меня совершенно справедливо поправили — «Ломоносовская») (открыта 21 декабря 1970 года) участвовал писатель Сергей Довлатов. И даже описал этот факт в рассказе «Номенклатурные полуботинки» (сборник «Чемодан»).

На фото символическое подписывание бумажки о принятии в эксплуатацию станции «Московская» (1969 г.).



Открытие станции «Площадь Мужества» (1975 г.)



Открытие станции «Проспект Большевиков» (1985 г.)



Но вернемся к современности. Надо сказать, что для такого города как современный Санкт-Петербург система из 69 станций удручающе мала. Причем чахоточна она и на окраине (из многих районов до ближайшего метро можно ехать минут сорок), так и в центре города. Смешно сказать, но до недавнего времени только связку «Гостинный двор»«Невский проспект» можно было считать центральной. До всех остальных станций (даже и вокзальных «Маяковской»/«Площади Восстания») от Дворцовой площади надо было здорово пройтись.

И только в 2011 году положение существенно облегчилось. Открыли станцию метро «Адмиралтейская» прямо (сюрприз!) у Адмиралтейства.

Старые станции по нашим меркам там тесные и короткие, а вот эта совсем не такая.



В качестве украшения некоторых станций 5-й фиолетовой линии используется мозаика. Может быть и аляповато, зато наглядно. Детишкам нравится опять же.

«Звенигородская».



«Адмиралтейская».



Это тоже она вроде бы.



Интуристы (итальянцы) изучают внимательно.



Если говорить о самых конструкционно небанальных станциях, то просто необходимо рассказать о двухэтажной «Спортивной». Неподготовленный пассажир здесь здорово теряется.

Скажем, человек едет в сторону «Комендантского аэродрома», но захотел выйти на «Спортивной» и сесть в обратный поезд.



Он выходит, переходит на другую сторону платформы, а там НЕТ ПУТЕЙ.



Не каждый быстро сообразит, что надо спуститься вниз по эскалатору, ведь поезда в обратном направлении проходят там.



Причем верхняя и нижняя станции друг на друга совсем не похожи. Вроде как это задел под будущую пересадку, а пока все происходит так сложно и неочевидно.

Пятая фиолетовая линия - самая новая. «Старую деревню» я помню еще едва открытой и малолюдной, а сейчас это уже кипящий котел какой-то.



Про подвижной состав могу сказать очень немного. Точно еще сохранились Ежи, классические и «шестиглазые» номерные. Некоторые Ежи вот так ренновировали.



Есть еще какие-то «Юбилейные» (здешний варинат «Яузы») и «НеВа» (похожие вагоны есть в Казани). Вообще это тема для отдельного рассказа.

Вагон внутри. Ничего так, чистенько.



Пассажирка.



Значок вай-фая точно такой же как в Москве (только синий). У одной лавочке дизайн заказывали :)



Общий вывод из наблюдений. Здешнее метро совсем не похоже на наше. Гораздо скромнее по размеру, менее загруженное, со своими особенностями. Но! Оно необходимо городу позарез.



Желаю лениградцам-петербуржцам московских темпов ввода новых станций. Понимаю, что все дело в деньгах, но «Газпром»-то не зря переехал (хотя его сотрудники скорее на вертолетах летать начнут, чем под землю полезут).

На сегодня все.

Ранее в серии:
Санкт-Петербург. Май 2018. Часть I. На «Сапсане».
Санкт-Петербург. Май 2018. Часть II. На Невском проспекте.
Санкт-Петербург. Май 2018. Часть III. Накануне 9 мая.
Санкт-Петербург. Май 2018. Часть IV. Это Питер, детка!
Санкт-Петербург. Май 2018. Часть V. За окном бушует май, мчит по городу трамвай...
Tags: Санкт-Петербург, Транспорт
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 73 comments