yapet (yapet) wrote,
yapet
yapet

Category:

Вновь тематическая страница «Спортивные старости»

Продолжаю серию постов о Московской Олимпиаде 1980 г., сегодня рассказ о том, как проходила в Подмосковье командная шоссейная гонка на 101 километр.



Что представляет собой соревнование в данном виде спорта? С разницей в две-три минуты суматошно стартуют команды по 4 человека. Отсчет на финише, кстати, ведется по трем первым добравшимся (т.е. одного члена команда может в дороге потерять).

В качестве спортсооружения использовалось тогда и используется сейчас заурядное шоссе. Только вот обыкновенная советская дорога, ямистая и ухабистая, плохо годилась и для соревнований, и, даже, просто для показа ее иностранцам. Поэтому «арену», т.е. подмосковное Минское шоссе, пришлось буквально строить заново. Помимо заделывания ям и зашлифовывания заплаток накануне гонки шоссе подметали ВЕНИКАМИ!

Старт давался на 23 километре (в районе Баковки) и 50,5 километров команды ехали в одну сторону, чтоб на 73,5 километре развернуться, и двигаться уже в обратном направлении, к финишу.

В ночь на 20 июля 1980 г. прошел дождь, закончившийся лишь в 8 часов утра, и трасса едва успела высохнуть к старту. Ровно в 10.00 судейская коллегия под руководством югослава Василия Моровича стала отправлять команды в путь. За каждой командой отправлялся сопровождающий РАФик с механиками, судьей-хронометристом и 4 велосипедами.

Это совершенно ломовая работа – по двадцать секунд вести свою команду по бесконечной асфальтовой ленте не видя и не чувствую соперника. А при смене, главное удержаться, не отвалиться от группы. В этом соревновании соревнуются с быстро бегущим временем, а не с другими командами велосипедистов.

Как говорят очевидцы-зрители, многие команды, которые ни на что не претендовали, выглядели несколько ошалевшими – на протяжении 50 километров они ехали через лес с непривычно малым количеством человеческого жилья и вообще следов цивилизации. Но болельщики из местных жителей, конечно, стояли вдоль всей трассы, тем более что за это денег не брали. Слушая радио и зная, кто мимо них проезжает, они с упоением скандировали, например, «Камерун! Камерун!», при проезде одноименной команды, или выкрикивали фамилию лидера.

Современные обитатели окрестностей Минского шоссе могут попытаться опознать родные места в 1980 г.



Были заявлены 23 команды и главными претендентами на победу считались немцы ГДР (обладатели титула чемпионов мира Фальк Боден, Бернд Дроган, Олаф Людвиг, Ханс-Йоахим Хартник). Стартовали они последними (но при этом под №1 :)) и могли ориентироваться на результаты других. Третьим номером той команды был САМ Олаф Людвиг (тогда скромный двадцатилетний молодой человек) – в будущем известнейший гонщик, Олимпийский чемпион (1988), Чемпион мира среди любителей (1981) и победитель Велогонки Мира (1982, 1986), не считая прочих, более скромных, титулов. Успел на закате спортивной карьеры пережить распад своей страны и ее любительского спорта и стать профессионалом (с 1990 по 1996 г.).



Но в ТОЙ гонке его команда в серебристых майках проиграла команде в красных майках (Юрий Каширин, Олег Логвин, Сергей Шелпаков, Анатолий Яркин). Спортсмены СССР, стартовавшие двадцать первыми, привезли немцам в итоге полторы минуты (результат победителей – 2:01.21,7), держа всю трассу очень высокий темп, хотя перед гонкой считались всего лишь молодыми и перспективными. На финише команду разогнал Сергей Шелпаков и пересекли финишную черту оставшиеся трое.



(Олег Логвин, Юрий Каширин, Сергей Шелпаков, Анатолий Яркин).
Фотоальбом «Москва-80» по http://cyclepedia.ru/content/olympic-80



(Юрий Каширин, Олег Логвин, Сергей Шелпаков, Анатолий Яркин).

На фото явно выделяется блондин Логвин.

А вот разница между вторыми немцами и третьими чехословаками (Михал Класа, Властибор Конечный, Алипи Костадинов, Иржи Шкода) составила вообще 7 десятых секунды (2.02.53,2 против 2.02.53,97). Ведомая Чеславом Лангом, команда Польши стала четвертой (отставание от лидеров уже было велико, почти три минуты). Если это кому-то интересно, то последней финишировала команда Эфиопии с отставанием от лидеров на 35 минут.

Вот такое было табло. Были уже и цифровые, но на велогонку определили то, что попроще.



Видите надпись ВИСТИ в углу? Это брендинг отечественного Всесоюзного иститута спортивно-технических изделий, существующего до сих пор.

При съемке гонки использовались не только стационарные камеры, но и съемки с автомобилей и вертолета. Вот например, в трансляцию влезли колеса Ка-26.



На предолимпийском весеннем чемпионате мира сборная ГДР привезла советским велосипедистам более двух минут, поэтому, готовившиеся к домашним Олимпийским играм гонщики специально проверяли в аэродинамической трубе МГУ посадку и обтягивающие костюмы, мастерили себе специальные чехлы для обуви и это, безусловно, сыграло свою роль.

Несмотря на то, что все лучшие в мире товары производились в СССР, команда в красных майках ехала на велосипедах итальянской фирмы Colnago. Это видно и в телетрансляции и, например, на этом рекламном постере.



Вот десятиминутный документальный фильм по итогам Олимпиады с рассказом именно об этом соревновании.



А вот фрагменты гонки, как их показывало ТВ.



Если кому-то интересно, то вот кем были советские спортсмены-любители:
Юрий Каширин (Ростов-на-Дону, институт инженеров транспорта, студент), Олег Логвин (Минск, институт физкультуры, студент), Сергей Шелпаков (Омск, институт физкультуры, студент), Анатолий Яркин (Куйбышев, военнослужащий).

По свидетельству Анатолия Яркина, победа ему принесла 3600 рублей (на которые он купил мебель :)
http://www.sovsport.ru/gazeta/article-item/416738

Вот фрагмент интервью Юрия Каширина с разнообразными подробностями:
http://www.mk.ru/sport/article/2010/07/20/517789-olimpiyskaya-fishka.html

«— Подготовка к Олимпиаде была изнуряющей. Как физически, так и психологически. В Омске, по-моему, придумали экспериментальный прибор, с помощью которого подробно фиксировали физическое состояние спортсменов. Скорость, выносливость — фиксировались все параметры. Позже я этот прибор почему-то нигде не видел.

Жили на базе отдыха “Полет” в Одинцовском районе. Кормили отлично, но из-за нагрузок в последние дни перед Олимпиадой на разносолы смотреть не хотелось.

Так вот, состав четверки на олимпийскую трассу объявили только за неделю. Причем запасные оставались с нами, и замену можно тогда было сделать за час до старта. Представляете, под каким прессингом мы находились?..

Наконец настал первый день Олимпиады — и началась гонка. На удивление, она показалась мне какой-то приятной тренировкой после тех тяжких сборов, что мы провели при подготовке к Олимпиаде. Хорошо начали со старта. Домчались по Минскому шоссе до Дорохова, у танка на постаменте развернулись и работаем себе дальше, как автомат. По ходу прохождения дистанции от тренеров никаких команд не поступало. Наверное, они боялись сглазить и, чтобы мы не расслаблялись, не сообщали, что мы идем на первое место. Опасались прежде всего немцев, у которых ехали сильные ребята — Людвиг, Хартник, Дроган и Боден. Но в итоге они, заняв второе место, отстали намного».


Финишный створ.



Впоследствии, достаточно складный стартовый городок разломали по соображениям безопасности. Минское шоссе – трасса режимная, а в трибунах и постройках могли свить гнездо всякие террористы (хотя кто тогда в СССР о террористах знал?). Не экономили, в общем, социалистические копейки.

Не сохранились и все три страны, чьи флаги поднимались в честь победителей. В современном мире нет ни СССР, ни ГДР, ни ЧССР.

Традиционно повторяю, если у вас есть какие-то свои воспоминания о данном событии – поделитесь, мне интересно.
Tags: Олимпиада-80
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments