yapet (yapet) wrote,
yapet
yapet

Пермь. Часть IV. Мотовилиха

Пермь. Часть IV. Мотовилиха.



Мотовилиха - второй исторический центр Перми, промышленный центр с 270-летней историей. То есть поселение здесь явно вторично а первично именно предприятие, основанное в 1736 г. (274 года уже, с ума сойти).

Сначала это был медеплавильный завод (как и рядом в Егошихе), но по истощению руд он был закрыт в 1863 г. В 1871 г. произошла своеобразная «перезагрузка» - открыты Пермские пушечные государственные заводы, предприятие полного цикла и большого оборонного значения. Спрос на продукцию в некоторые периоды российской истории был совершенно ажиотажный - Русско-Японская война, Первая Мировая, Гражданская, Вторая Мировая и далее со всеми остановками. Уже тогда на нем было занято больше 10 тыс. человек.

Работникам предприятия, соответственно, надо было где-то жить и желательно недалеко. Вот они и образовали сначала рабочую слободу, потом уездный город (с 1860 г.), который в 1927 г. включен в состав Перми, но с 1931 по 1938 г. опять выделен в отдельный город Молотово. С 1938 по 1940 г. - снова Мотовилихинский район г. Перми, потом (с 1940 по 1957 гг.) г. Молотова и потом снова г. Перми по настоящее время.

Мой рассказ не претендует на всеохватность но кое что я вам расскажу.

Платформа Мотовилиха Свердловской ЖД РЖД.



Платформа Мотовилиха Горнозаводской ЖД. 100 лет прошло между этими фотографиями, но царская платформа выглядела получше.



Стелла у проходных Мотовилихинских заводов. 5 орденов, не хухры-мухры.



Все гости обязательно посещают площадку с готовой продукцией предприятия. От такой вот древней мортиры...



... до ракеты, что известна на западе под индексом SS-13. (Или РС-12 или РТ-2П, 9600 км. дальность).



Мортира, несмотря на 20-дюймовый (508 мм.) калибр, была не то что стреляющая а даже серийная. Крепостная и корабельная артиллерия.

Вид «изделий» за 200 лет серьезно поменялся.



А завод и проходные вон они, рядом совсем.



Бросим последний взгляд на пушку для самоходного орудия СУ-152 и зенитных ракет.





Рядом симпатичный особнячок, ныне музей изобретателя электродуговой сварки Н.Г. Славянова.



Поскольку Мотовилиха была исключительно пролетарским поселком, революции 1905 и 1917 г.  не то что не прошли мимо а вызвали самые настоящие уличные бои и вооруженные восстания. Неудивительно, что центральная магистраль носит имя «Улица 1905 года».

Настоящим украшением района (не слишком-то гламурного надо признать), служит очень вылизанный и прибранный Мотовилихинский парк с каскадом прудов. Тут даже парки разбивают на месте бывших предприятий (каскад прудов нужен для плотины, вырабатывающей энергию для завода).



Любопытное промышленное здание.



С не менее любопытной табличкой.



Свято-Троице-Стефанов монастырь. Действительно восстановленный, а не построенный с нуля, как у нас все более принято. Долгое время здание было хлебозаводом.



Поднимемся на господствующую возвышенность - гору Вышка.



Золотая осень и фантастические оттенки листвы.



Молодожены всем сердцем и по всей России впитали новую традицию. Хоть это и не мост, а всего лишь смотровая площадка.



А вот какие с нее виды - улица Уральская и новая Мотовилиха.



Старые избушки на горке.



Свято-Троице-Стефанов монастырь - белые оттенки в море зелени, золота и багрянца.



Мотовилихинские заводы во всей красе. Ракет и пушек на складе готовой продукции не видно :)



Какой-то новый монастырь или подворье(?)  за Камой.



Вот так. Следующий пост будет посвящен транспорту Перми. Особенно трамваям.

Предыдущие посты серии:
Пермь. Часть I. Аэропорт Большое Савино.
Пермь. Часть II. Хохловка.
Пермь. Часть III. КамГЭС.
Tags: Пермь
Subscribe

  • «Hо поезд из Владивостока опаздывал на 18 часов, и я так замеpз...»

    Сегодня с Юным любителем транспорта мы решили продолжить проект « Посмотри все БМО» и прибыли на станцию Бекасово-I чтоб через Кубинку…

  • Гот-арестант.

    Кажется что я уже как-то упоминал, что в выходные дни метрополитен служит прибежищем самых странных личностей. И повторю то же сегодня. Посмотрите,…

  • Татры Т3 закончились.

    Нет ничего вечного и даже казалось бы такая константа как трамваи Татра T3 покинула улицы Москвы. Примерно неделю назад все вагоны марки с линий…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments

  • «Hо поезд из Владивостока опаздывал на 18 часов, и я так замеpз...»

    Сегодня с Юным любителем транспорта мы решили продолжить проект « Посмотри все БМО» и прибыли на станцию Бекасово-I чтоб через Кубинку…

  • Гот-арестант.

    Кажется что я уже как-то упоминал, что в выходные дни метрополитен служит прибежищем самых странных личностей. И повторю то же сегодня. Посмотрите,…

  • Татры Т3 закончились.

    Нет ничего вечного и даже казалось бы такая константа как трамваи Татра T3 покинула улицы Москвы. Примерно неделю назад все вагоны марки с линий…